Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 2024-05-04, 2:36 AM

УО "Пелищенская государственная общеобразовательная средняя школа"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 114
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

история дереви Пелище

ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ ПЕЛИЩЕ

 

 

 Много лет назад наша деревня стояла не здесь, а в урочище «Житинька». Это когда едешь в сторону Турны, на перекрёстке с правой стороны. Деревня была маленькой, но люди жили богато. Между помещиками деревни Богдюки и Пелищ шла борьба за богатство. Богдюковский помещик «Вереда» был богаче нашего и он выкупил земли и территорию нашей деревни, а чтобы купить людей у него не хватило средств. Этот помещик отличался свирепостью и жестокостью к людям, и они начали удирать от него, и селится вдоль дороги которая вела к крепости «Белая Вежа». Появились первые домики, но так как лето было очень жарким и страшные молнии делали своё дело люди стали сажать высокорастущие деревья, чем спасались в дальнейшем от грозы. Эти деревья можно видеть и в настоящее время. Самый большой лес называется «Ельнык», кругом были земли. Во время суховеев на нашей территории были огромнейшие пыльные бури. Поэтому нашу местность называли «Там дэ Пылыще» так со временем и деревня стала называться «Пылыще» «Пелище». Трудно представить что в деревню «Подлесье» и в деревню «Стрели» нельзя было проехать. Летом песок, весной и осенью грязь.

 Хорошо Пелищане помнят и о войне 1812 года, когда Наполеон и его армия грабили деревню. Свидетельством всему был рассказ дедушки Кухты Лукича, который прожил 110 лет. Он рассказывал, что французы стояли в лесу «Ельник». Можете представить себе, какие деревья росли. Под одной ёлкой пряталось 3 воза с лошадями. Французы ели ворон и так надоели жителям своими грабежами, что среди людей пошло проклятье «чтоб тэбэ франца зъила». «Пранцой» старые люди называли французов. Мы продолжим наш поиск  о строительстве дороги, потому что асфальта тогда не было, а дорога была каменная, а это значит, одна из лучших. Говорят, по дороге через Пелище проезжала царица и многие зарубежные вельможи.



Православная церковь Рождества Пресвятой Богородицы

О церкви Житинской, приписанной к Орепичской

Ведомость

Построена в 1800 г. велением помещика Фомы Кошиевского, починена (реставрирована) в 1870 г. Здание деревянное с такой же отдельно построенной деревянной колокольней. Пользуется утварью церкви самостоятельной. Земли при сей церкви 19 десятин 1520 сажень. Построена при сей церкви поветь. Копия метрической книги этой церкви до 1842 г. хранится в целости при Орепичской церкви.

 

В 1889 г. церковь сгорела.

 

Испытания, посланные богом. Легенда.

Конец 18 века… В безмолвной небольшой деревеньке Пелище, где было всего 24 двора, застучал топор, оглашая округу своим весёлым звоном. Ему, как в песне, вторил другой топор, голос которого напоминал то звон колокольчика, то звук скрипки, приглашающей на торжество.

Не единым хлебом сыт бывает  человек: кроме пищи телесной , он ищет пищи бессмертному своему духу, а где она для каждого нуждающегося доступнее и ближе, как не в храме Божьем!

И бедные, и богатые поняли сердцем эту высшую потребность души. И построили люди всем миром чудо-церковь. Её маленькие деревянные купола были видны со всех сторон всем путешествующим. И зажил народ в д. Пелище лучше прежнего. Работали с песней, праздники встречали с песней. В праздники - каравай на столе, в будни - всегда был хлебушек. И славили Бога, и почитали Фому Кошиевского - основателя маленького храма души. Очень любил православный люд праздник Святой Пасхи. В этот праздник со всех ближайших деревень съезжались люди. Радовались весне, солнцу.

100 лет люди не знали беды. Но однажды тьма окутала Пелище. со всех сторон надвинулись чёрные тучи. Зашумело, загудело, заскрежетало. ударил гром, блеснула молния - загорелась церковь…

когда тьма рассеялась, снова поднялось солнце, засверкали серебристые капельки на деревьях, люди увидели, что не видать куполов их чудо-церкви. Всем миром бросились к пепелищу, но ничего спасти не удалось.

Вдруг по дороге со стороны деревни Индычи шёл путник. Шаг его был твёрдым, уверенным. Увидев людские слёзы, он приостановился. Люди поведали ему о своём горе.

-          Люди добрые, православные, - заговорил он. - Вы жаждете укрепления ваших сил физических, укрепления душе вашей. Не отчаивайтесь. Ибо отчаяние - один из тягчайших грехов. Бог - отец наш - пожелал видеть православный храм в другом месте. Ступайте по дороге, Вы обнаружите Божий знак.

Так и сделали. Двинулись всем миром. И приблизительно в пятистах саженях (о чудо!) обнаружили головешку от прежней церкви и крест, сохранившийся в том виде, в каком украшал купол маленькой деревянной церквушки в д. Пелище.

Люди поняли - это знамение. Церкви быть здесь!

Снова дружно принялись за работу. Снова пела пила, играл топор звуками колокольчика и скрипки, снова счастье и надежда вернулись в души крестьян.

Через несколько лет, подъезжая к деревне Индычи, можно было видеть маленькую бревенчатую церковь. Церкви дали имя Рождества Пресвятой Богородицы. Прошла Литургия, двинулся крестный ход вокруг церкви. Весь день народ ликовал и лишь с наступлением ночи стал мирно расходиться.

Прихожане соблюдали все требования, жили по законам церкви, но вдруг нагрянул 1917 год. Восточная Беларусь отошла к России, а Западная Беларусь - к Польше, затем (в 1939 г.) вошла в состав СССР. И всё было бы хорошо, если бы в 1963 г. церковь не разобрали. Но в разобранном виде церковь несла добро: брёвна отправили в г. Высокое для строительства школы.

Более 30 лет у православных не было храма. Верующие нуждались в слове Божием. И снова Бог им помог. Рядом с прежней церковью, которую разобрали, строители и прихожане начали возводить новую церковь. При строительстве был обнаружен могильный склеп. На гробу гвоздями был выбит год захоронения. Прихожане полагают. Что этот склеп принадлежит знатному помещику, т.к. хоронили у церкви только священников и тех, кто строил храм Божий.

И снова в д. Индычи церковь, как в те давние времена, но каменная, стоит на ровном месте, несколько могучих елей украшают вход в церковный двор. Сколько испытаний вынес православный люд. Сколько ещё предстоит вынести - неизвестно. Но тот, кто истинно любит Бога, живёт с благодатью в душе, того никогда не покинет Вера, Надежда, Любовь.


 

КАСЦЕЛ СЭРЦА ІІСУСА

 

Касцел Сэрца Іісуса знаходзіцца на ўскраіне вёскі. Ен узведзены з цэглы (антыкаваны) у 1934г.

Уяўляе сабой ярусную прасторавую кмпазіцію, якая складаецца з трох розных па масштабу аб’ёмаў. Да прамавугольнага, выцягнутага у плане асноўнага аб’ёму далучаецца высокая, квадратная у плане вежа-званіца, а з процілеглага боку – невялікая прамавугольная апсіда з дзвюма сакрыцямі па баках. Аднаярусная вежа-званіца ўтварае галоўны фасад храма. У цэнтры фасада – галоўны ўваходны партал, дэкарыраваны пілястрамі, а зверху прафіляваным сандрыкам і ляпным картушам. Над уваходам – круглае акно. Сцены званіцы гладкія, завешана яна невялікім шатром з дзювухяруснай галоўкай на тонкіх драўляных калонках. Сцены асноўнага аб’ёму храма, што выступаюць на галоўным фасадзе паабапал вежы, дэкарыраваны плоскімі арачнымі нішамі і фланкаваны пілястрамі. Бакавыя фасады храма рытмічна прарэзаны паўцыркульнымі аконнымі праемамі, паміж якімі у прасценках праходзяць пілястры. Завяршаецца асноўны аб’ем тонкім прафіляваным карнізам і высокім двухсхільным дахам. Больш нізкі аб’ем апсіды таксама двухсхільны дах, на вільчаку якога ўзвышаецца галоўка. Дзве невялікія прамавугольныя сакрысці, што размешчаны па баках сценапсіды, пакрыты аднасхільнымі дахамі.

У інтэр’еры храма зала мае скляпеністае перакрыцце на падпружаных арках. Першапачткова дэкаратыўная аздоба інтэр’ера не захавалася. Касцел адноўлены ў1994г.

У архітэктуры касцела Сэрца Іісуса захаваліся традыцыі мураваных аднавежавых храмаў папярэдніх вякоў, аб чым сведчыць аб’ема-прасторавая кампазіцыя і канструкцыйна-планіровачнае рашэнне. У той жа час у яго архітэктурным абліччы сустракаюцца электрытычныя матывы у асобных дэкаратыуных элементаў, а прапорцыі асноўных частак храма, суадносіны яго асноуных форм вылучаюць асаблівасці стылю мадэр.

 

История строительства костёла в д. Пелище.

Мысль о строительстве костёла в д. Пелище возникла  впервые во время заготовки стройматериалов для строительства каплицы в Каменце-Литовском в 1924г. Деревня Пелище находилась от города Каменец-Литвского в 10 км. После долгих консультаций с жителями соседних деревень было решено начать строительство нового костёла. Из этого следовало, что Каменецкая парафия будет разделена и возникнет новая, самостоятельная парафия. Здесь возникла ситуация, которая требовала тщательного взвешивания всех "за” и «против».

Какие же аргументы говорили «за», а какие «против» новой  парафии?

«За» говорили следующие аргументы:

n      очень малое количество костёлов и каплиц на территории Каменецкой очень обширной парафии;

n      в результате русификации церкви униатские, находящиеся в пределах Каменецкой парафии, были по указу царя в административном порядке заменены  на  церкви православные;

n      ещё в половине 19 в. Подлесье, Пелище, Грабовцы, Лясоты, принадлежали к парафии в д. Чернавчицы;

n      центральное положение д. Пелище; большое количество семей римско-католического обряда в ближайших деревнях;

n      неимоверный энтузиазм жителей.

   Аргументы против: строительство костёла в д. Пелище оторвёт большую часть верующих от парафии Каменецкой, а это приведёт к тому, что уменьшится поступление финансов на строительство таковой.

В создавшейся ситуации велись дискуссии, разговоры, споры. Не раз и не два взвешивались все «за» и «против».

И тут стоит отметить солидарность жителей д. Пелище. Мало того, что строить костёл решили на свои средства и своими силами, так ещё обещали и обязались не использовать транспортные средства и рабочую силу, задействованную при строительстве парафии в г.Каменец.

Был создан Комитет по строительству костёла в д.Пелище(сокр. КСК).

Весной 1925 г. на общем собрании жителей Пелище и близко лежащих деревень – Богдюки, Подлесье, Лясоты и Грабовцы – были выбраны члены в КСК.

Комитет был создан, место для строительств было определено, желания и энтузиазма было больше, чем надо, но по-прежнему встал  вопрос о самом разрешении было событием неординарным и как бы оставило свой след в истории нашего костёла навсегда. Сейчас, в наше время, имя бискупа Зигмунда Лозинского известно во всём мире.

Реализовать мечту, осуществить её, изготовить проект было поручено архитектору из г. Бреста  Брониславу Нелюбовичу. И уже 30 мая 1929 г. архитектор Б.Нелюбович предоставил КСК в д. Пелище готовый и утвержденный проект. строительства. Власти согласия не давали. Вопрос оставался неразрешённым. Настало время долгих переписываний с властями, отправлений с прошениями делегаций за делегациями. Так прошло несколько лет. И, наконец, в1927 г. во время пастырской визитации бискупа Зигмунда Лозинского на месте предполагаемого  строительства было получено разрешение.

Затем, на обратном пути, после посещения Каменца, бискуп Зигмунд Лозинский задержался в Пелище, чтобы на месте оговорить и познакомиться со всеми нюансами строительства.

Само прибытие бискупа Лозинского в Пелище

Осенью того же года земельный участок, отведённый под строительство, был обнесён деревянным забором. Началась закупка строительных материалов. Стоит отметить, что вся стоимость строительных материалов была оплачена населением. С открытым и щедрым сердцем каждый давал столько, насколько позволяла финансовая ситуация в семье. А нередко и выше возможного. Люди знали и понимали,  что строят дом не только для себя, но на века. В хронике строительства, написанной Антонием Пашковичем, навсегда увековечены имена всех, кто внёс свой вклад в строительство храма.     




Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz